ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАМОК

 

Центральный замок позволяет осуществлять централизованное управление запиранием и отпиранием дверей и багажника автомобиля, а в ряде случаев и их блокировку, включая и блокировку доступа под капот автомобиля. Центральный замок принято ассоциировать с одноименной функцией охранной системы, однако на самом деле центральный замок - самостоятельная функция, которая может использоваться отдельно от охранной ситемы, а также входить в ее состав. В настоящее время большинство автомобильных охранных систем имеют встроенные функции центрального замка и зачастую это является одной из их главных функций для потребителей. Однако функции центрального замка охранных систем не являются полными.

Центральный замок выполняет централизованное отпирание и запирание дверей автомобиля на основе поступающих сигналов. В качестве таких сигналов используются сигналы от штатных замков автомобиля, сигналы от охранной системы, а также сигналы от других электронных устройств автомобиля.

Для запирания и отпирания замков используются специальные моторедукторы, приводимые в движение встроенными маломощными электродвигателями. Моторедукторы различаются развиваемой силой, габаритными размерами и наличием дополнительных функций. Для большинства применений достаточным является моторедукторы силой 5-8 кГ. В качестве дополнительных функций моторедукторы могут оснащаться встроенными концевыми выключателями положения привода. Моторедуктор механически связывается  с дверным замком автомобиля и при работе электродвигателя моторедуктора осуществляется соответственно отпирание или запирание штатного замка. Для выбора режима работы отпирание/запирание изменяется полярность напряжения на коллекторном электродвигателе привода моторедуктора, что изменяет направление вращения электродвигателя и соответственно направление движение привода актюатора замка. В крайних положениях моторедуктора осуществляется переключение встроенного в моторедуктор концевого выключателя (если он имеется в составе данного моторедуктора). Если отпирание или запирание двери осуществляется ключом, то также осуществляется перемещение привода актюатора замка и переключение встроенного концевого выключателя. Сигналы с концевых выключателей моторедуктора подаются на блок управления центральным замком, анализируются им и на основе анализа этой информации подаются команды на отпирание/закрывание остальных замков автомобиля. Таким образом, если ключом открывается или запирается одна из дверей автомобиля, после перемещения актюатора, связанного с замком этой двери, изменяется состояние концевого выключателя этого актюатора, сигнал об этом подается на блок управления центральным замком, который подает команду на отпирание/запирание остальных дверей (а в случае автомобиля "Москвич-2142" с рычажным приводом замка багажника - также и багажника).

Актюаторы замков дверей бывают двухпроводными (эти актюаторы не имеют встроенного концевого выключателя) и пятипроводными (с встроенным концевым выключателем). На дверях, имеющих наружный замок с ключом (а также на замке багажника автомобиля "Москвич-2142"), должны использоваться пятипроводные актюаторы. На дверях без наружных ключевых замков могут использоваться двухпроводные актюаторы без встроенного концевого выключателя.

Также встречаются шестипроводные актюаторы замков дверей, имеющие дополнительную блокировку от отпирания. Эти актюаторы после получения команды блокировки по шестому проводу осуществляют блокирование привода актюатора от перемещения, что не позволяет осуществлять отпирание двери после ее блокировки (постановки на охрану) даже ключом, а также перемещением замков, например, вручную при разбивании окон. Снятие блокировки с замка осуществляется также по шестому проводу сигналом обратной полярности. Для управления шестипроводными актюаторами замков дверей используются специальные блоки управления центральным замком. Такие блоки управления, а также сами актюаторы выпускаются, например, фирмой FALCON - блок управления FALCON IM-360 и актюаторы FALCON DA-006.

Большинство охранных систем не используют сигналы от актюаторов замков дверей, а управляют отпиранием/запиранием дверей по сигналам брелока охранной системы. Такие охранные системы в строгом смысле слова не являются исполнителями функция центрального замка, так как не позволяют осуществить управление отпиранием/запиранием дверей от ключа, а также из салона автомобиля. для реализации этих функций необходимо выход охранной системы подключить не непосредственно к актюаторам замков, а к модулю управления центральным замком, который уже будет осуществлять управление актюаторами замков.

В качестве управляющих сигналов блока управления центральным замком также могут использоваться дополнительные сигналы от переключателей или электронных систем. Простейшим случаем является установка в салоне переключателя. В принципе, для управления отпиранием/запиранием дверей из салона автомобиля при использовании центарльного замка может использоваться рычаг блокировки замка на любой из дверей, снащенной актюатором с концевым переключателем, т.е. на двери с наружным замком, например, на двери водителя. Перемещение  рычага блокировки вызовет перемещение актюатора и связанного с ним концевого выключателя, сигнал о премещении поступит на блок упраления центральным замком и произойдет запирание/отпирание остальных дверей. Однако расположение рычага блокировки двери не позволяют водителю, пристегнутому ремнем безопасности, легко управлять им, в связи с чем целесообразно установить переключатель замка в удобном для водителя месте.

Многие охранные системы имеют функции встроенного запирания/отпирания дверей при включении зажигания и его выключении. Однако практически такая функция не является удобной для автовладельцев, так как нередко двигатель запускается раньше. чем в него сядут все пассажиры. Более удобными являются специальные электронные системы, подающие сигналы на блок управления центральным замком вмсете с установкой замка зажигания от автомобиля ВАЗ-2110. Такие системы подают сигнал на запирание дверей при достижении автомобилем скорости 5 км/час, а сигнал на отпирание дверей - при извлечении ключа из замка зажигания. При открывании любой из дверей механизм запирания при достижении скорости 5 км,час активируется снова. Таким образом обеспечивается удобная посадка пассажиров в автомобиль и одновременно надежное запирание дверей во время поездки.

Ниже описана цветовая маркировка проводов актюаторов замков дверей:

 

Цвет

Назначение

Зеленый

Электропривод замка (+)

Синий

Электропривод замка (-)

Желтый

Электропривод блокировки замка

Белый

Концевой выключатель запирания замка

Коричневый

Концевой выключатель отпирания замка

Черный

Общий вывод концевого выключателя (корпус)

В качестве блоков управления центральным замком используются блоки управления различных фирм. Совместно с шестипроводными актюаторами замков фирмы FALCON используются соответствующие блоки управления одноименной фирмы. Наиболее широко распространены блоки управления центральным замком от автомобиля ВАЗ-2110. Блок имеет стандартный 8-котнактный соединитель А8, разводка контактов которого приведена в разделе "Разводка контактов электрических разъемов". Подключение блока управления центральным замком автомобиля ВАЗ-2110 приведено ниже:

Контакт

Назначение

1

Питание +12V

2

Корпус

3

Электропривод замков дверей (+)

4

Электропривод замков дверей (-)

5

Концевой выключатель отпирания замка и команда отпирания дверей

6

-

7

Концевой выключатель запирания замка и команда запирания дверей

8

-

 

© Ahlen SoftWare, 2006

Хостинг от uCoz