ОБЗОР КЛИМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЕЙ "МОСКВИЧ"

 

Кондиционер в составе климатической установки - сложное и дорогостоящее техническое устройство, поэтому на массовых автомобилях устанавливается по специальному заказу. 

В 1990-м году японской фирмой SANDEN по заказу АЗЛК был разработан кондиционер для установки на автомобиль "Алеко-2141" с двигателем ВАЗ-2106 специально для экспорта в страны с жарким климатом (поставка автомобилей производилась в Саудовскую Аравию). Этот кондиционер предназначался для эксплуатации только при положительных температурах и не имел отопителя. Испаритель кондиционера устанавливался в салоне автомобиля на месте воздухораспределительных заслонок штатного отопителя, имел систему дренажа для слива конденсата, заслонку рециркуляции, устанавливаемую в коробке воздухопритока на месте штатного отопителя. Фирмой SANDEN поставлялся полный комплект для установки на автомобиль: блок испарителя со сдвоенным  вентилятором и гасящими резисторами, 2 конденсора (радиатора) с вентиляторами, компрессор, система кронштейнов, двойной шкив для привода компрессора, устанавливаемый вместо штатного шкива, приводные ремни, натяжной ролик, ресивер-осушитель, соединительные трубопроводы и шланги, крепеж, уплотнители, хомуты. В комплект также входил трехрядный медный радиатор, производимый фирмой SANDEN для замены штатного радиатора, так как тепловая нагрузка на двигатель существенно возрастала, и комплект патрубков системы охлаждения измененной конфигурации. Поставляемый радиатор по основным присоединительным размерам полностью соответствует аналогичному штатному радиатору автомобиля "Москвич-2141". Также в комплект входила электропроводка, система регулирования температуры, датчики и даже вставка с пиктограммами для замены штатной в блоке ползунков регулятора управления заслонками.

Управление кондиционером SANDEN осуществлялось штатными рычагами управления отопителем, под которыми размещались измененные пиктограммы. Нижний рычаг управления климатической установки через трос соединялся с ползунковым потенциометром, подключенным к системе электронного управления. Потенциометром задавалась желаемая температура и степень охлаждения. В крайнем левом положении ползунка поддерживалась минимальная температура (охлаждение максимально, температура испарителя +2°C), в крайнем правом - максимальная температура (охлаждение отключено). В промежуточных положениях устанавливалась желаемая степень охлажденя, обеспечиваемая поддержанием заданной температуры испарителя, для чего на испарителе устанавливался электронный датчик температуры. Электронный блок управления сравнивал температуру, задаваемую потенциометром, связанным с ползунком управления температуры, с температурой испарителя и выдавал команды на включение и выключение компрессора кондиционера. В кондиционере  использовался хладоноситель Фреон-12;

Верхний ползунок рычагов управления климатом использовался для управления режимом рециркуляции. Ползунок через трос соединялся с заслонкой рециркуляции, расположенной в воздухозаборнике, который размещался в коробке воздухопритока.  В правом положении заслонки заслонка рециркуляции была полностью открыта (рециркуляция полностью выключена). Концевой выключатель, устанавливаемый на заслонке, в этом ее положении выключал кондиционер, обеспечивая режим обычной вентиляции. В крайнем левом положении ползунка управления заслонкой рециркуляции заслонка была закрыта, что обеспечивало полную рециркуляцию воздуха в салоне (поступление в испаритель только воздуха из салона). В промежуточных положениях заслонки обеспечивалось смешанное поступление забортного и салонного воздуха при работающем кондиционере.

Регулирование скорости воздушного потока осуществлялось штатным переключателем скорости работы отопителя. Таким образом, управление кондиционером осуществлялось штатными органами управления отопителем  с видоизмененными пиктограммами без применения дополнительных переключателей. Также в комлект поставки входили датчик давления фреона, обеспечивающий отключение кондиционера при слишком большом или слишком малом давлении фреона, и датчик перегрева двигателя, вворачиваемый в блок цилиндров, обеспечивающий отключение кондиционера на режимах двигателя, при которых он близок к перегреву, с целью его предотвращения.

Применение данного кондиционера на автомобилях, эксплуатируемых в России, нецелесообразно в связи с отсутствием в его составе отопителя, что в условиях круглогодичной эксплуатации автомобиля ограничивает его область применения. Однако на базе компонентов этого кондиционера созданы различные конструкции с интегрированным отопителем.  Несколько позже на базе кондиционера SANDEN без отопителя той же фирмой поставлялся кондиционер аналогичной конструкции, но с измененным климат-блоком, который имел радиатор отопителя, но за этот счет был лишен системы рециркуляции воздуха. Кондиционер также устанавливался на автомобили с двигателем ВАЗ-2106.

Ниже показаны компоненты комплекта кондиционера фирмы SANDEN - радиатор охлаждения двигателя, конденсор (радиатор) кондиционера, испаритель:

 

   

На базе комплектов SANDEN фирмой "ВИСМА" был разработан кондиционер для установки на автомобили "Князь Владимир" и "Святогор" с двигателями ВАЗ или Renault. В кондиционере использовался специально разработанный фирмой "ВИСМА" достаточно компактный климат-блок, обеспечивающий охлаждение, осушение, подогрев воздуха и режим рециркуляции. В качестве хладоносителя использовался Фреон-12 для двигателей ВАЗ и Фреон-134а для двигателей Renault. Несколько позже фирмой "ВИСМА" был разработан климатический блок второго поколения, обеспечивающий более высокую скорость обмена воздуха в салоне.

Ниже показан общий вид климатического блока фирмы "ВИСМА" соответственно первого и второго поколения под капотом автомобиля "Москвич-2142":

 

На автомобили "Калита", "Князь Владимир", "Дуэт" также поставлялись кондиционеры итальянской фирмы DIAVIA, специально разработанные для автомобилей "Москвич". Климатический блок этих кондиционеров позволял осуществлять режимы охлаждения, осушения, отопления и рециркуляции воздуха. Кондиционеры устанавливались на автомобили с двигателем Renault и использовали в качестве хладоносителя Фреон-134а.

Для автомобилей "Москвич" с двигателем УЗАМ серийно не производились модели кондиционеров, так как для этих двигателей не были разработаны кронштейны крепления компрессора по причине недостаточной мощности полуторалитровых двигателей УЗАМ-331.10. В последнее время в связи с появлением мощных двигателей УЗАМ с рабочим объемом 1.8 и 2.0 л такие кронштейны разработаны на УМПО, однако приобрести их на настоящий момент крайне затруднительно. Мною были самостоятельно изготовлены кронштейны крепления компрессора кондиционера, которые были опробованы на двигателях УЗАМ-3313 и УЗАМ-248. Эксплуатация показала положительные результаты - на двигателе УЗАМ-3313 кондиционер эксплуатируется уже около 5 лет.

Ниже показан привод вспомогательных агрегатов и климатический блок "ВИСМА" второго поколения под капотом автомобиля "Москвич-2142Y4":

 

Также показан общий вид радиатора кондиционера, установленного на автомобиле "Святогор" с двигателем Renault F7R и вид компрессора кондиционера, установленного на штатном кронштейне крепления этого двигателя. Радиатор кондиционера устанавливается перед радиатором охлаждения двигателя, вентилятор охлаждения двигателя при этом заменяется на сдвоенный (например, от автомобиля ВАЗ-2123). Радиатор охлаждения двигателя при этом несколько смещается назад (на 20-30 мм) для беспрепятственного размещения перед ним радиатора кондиционера и сдвоенного вентилятора:

 

© Ahlen SoftWare, 2005

Хостинг от uCoz