Шкив компрессора кондиционера постоянно приводится во вращение приводным ремнем при вращении двигателя. Для включения компрессора в корпусе компрессора смонтирована электромагнитная муфта, которая при подаче напряжения на ее обмотку индуцирует магнитный поток, который вызывает прижим подпружиненного фланца к шкиву и привод поршней компрессора.
В кондиционерах используются
следующие основные датчики: датчик низкого давления - предохраняет от работы
компрессора при отсутствии или недостаточном количестве хладоносителя, т.к.
смазка компрессора осуществляется маслом, растворенным в хладоносителе; датчик
высокого давление - предохраняет от работы компрессора при превышении давления в
магистрали выше заданного значения во избежание выхода из строя компрессора,
соединительных шлангов и других элементов; датчик температуры испарителя -
служит для регулирования температуры испарителя посредством отключения
компрессора при достижении заданной температуры, а также для предотвращения
понижения температуры испарителя ниже нуля во избежание замерзания
сконденсировавшейся влаги.
Для карбюраторных двигателей в салоне автомобиля у педали акселератора устанавливается
специальный клапан-упор для коррекции оборотов холостого хода двигателя при
включении кондиционера (VSV-клапан). Клапан приводится в
действие разрежением, подаваемым через электропневмоклапан. При включении
кондиционера и оборотах двигателя ниже 1450 об/мин электропневмоклапан открыт и
разрежение из впускного коллектора двигателя подается в наддиафрагменную полость
клапана, что вызывает перемещение связанного с ним штока. Конец штока загнут на
90о и при его перемещении образует дополнительный упор педали
акселератора так, что педаль чуть приоткрывает дроссельную заслонку. Это
необходимо для того, чтобы скомпенсировать значительное снижение оборотов
холостого хода в связи со значительно увеличившейся при включении кондиционера
нагрузке на двигатель, так как мощность, потребляемая кондиционером, весьма
значительна. Для регулировки степени перемещения упора педали акселератора в
торце VSV-клапана предусмотрен регулировочный винт, в
который упирается шток при перемещении. Регулировочный винт законтривается
стопорной гайкой.
При увеличении оборотов двигателя свыше 1500 об/мин
электропневмоклапан закрывается, разрежение перестает поступать в
наддиафрагменную полость и упор занимает свое исходное положение. Это необходимо
для обеспечения эффективного торможения двигателем при отпускании педали
акселератора, т.к. при включенном клапане при отпускании педали дроссельная
заслонка не занимала бы конечного положения, что не позволило бы полностью
прекратить топливоподачу. При падении оборотов ниже 1450 об/мин
электропневмоклапан открывается и начинается коррекция оборотов холостого хода.
При снижении оборотов двигателя ниже 700 об/мин компрессор кондиционера
отключается во избежание остановки двигателя. Также устанавливается датчик
разрежения, который отключает компрессор кондиционера при падении разрежения во
впускном коллекторе ниже заданного значения. Это необходимо для улучшения
динамики автомобиля с работающим кондиционером - при повышении нагрузки на
двигатель сверх установленного значения, например, при разгоне, компрессор
кондиционера автоматически кратковременно отключается, чтобы мобилизовать всю
мощность двигателя для привода трансмиссии. При снижении нагрузки до нормальной
компрессор кондиционера включается вновь. При этом электронная система
отслеживает, чтобы момент включения происходил на оборотах ниже 4000 об/мин,
чтобы уменьшить кинетическую нагрузку в момент включения муфты компрессора
кондиционера. Ниже показан VSV-клапан (4) в салоне
автомобиля "Москвич-214123":
Для двигателей, оснащенных системой распределенного впрыска
топлива, корректировка оборотов холостого хода осуществляется электронным блоком
управления (ЭБУ) двигателем. При включении кондиционера от блока управления
кондиционером подается сигнал +12V
на контакт ЭБУ "Запрос на включение кондиционера". При этом во
время работы двигателя на холостом ходу блок управления сначала увеличивает
частоту вращения коленчатого вала двигателя подачей соответствующей команды на
регулятор холостого хода и после этого выдает сигнал разрешения на включение
кондиционера. При выключении кондиционера процесс выключения происходит в
обратном порядке. Такой способ управления кондиционером позволяет компенсировать
падение частоты вращения коленчатого вала двигателя в результате
перераспределения мощности двигателя на работу кондиционера.
Также контроллер ЭБУ блокирует включение кондиционера в течение
10 сек после пуска двигателя, при температуре охлаждающей жидкости 115°
С и выше, а также при частоте вращения коленчатого вала двигателя свыше 6000
об/мин.
Для ЭБУ Siemens FENIX-5, применяемых на
автомобилях "Москвич" с двигателями Renault, сигнал
+12V запроса на включение кондиционера подается на вывод
6 ЭБУ двигателем, а сигнал разрешения включения кондиционера снимается с вывода
51. Между выводами 6 и 51 включается реле, силовые контакты которого коммутируют
цепь питания муфты компрессора кондиционера. © Ahlen
SoftWare, 2005