Система отопления является неотъемлемой части современной системы управления климатом в салоне автомобиля. При установке кондиционера система отопления автомобиля встраивается в систему кондиционирования. В свое время для автомобилей "Алеко-2141", поставляемых на экспорт в Саудовскую Аравию, устанавливались кондиционеры без системы отопления салона автомобиля. Эксплуатация таких систем в России невозможна в связи с суровым зимним климатом, поэтому все модели кондиционеров, устанавливаемые на автомобили "Москвич-2141" и его модификации, эксплуатируемые в России, в обязательном порядке оснащаются системами отопления.
Системы отопления, применяемые совместно с системой кондиционирования, имеют свои особенности по сравнению с традиционными автомобильными системами отопления. В традиционных системах отопления регулирование температуры поступающего в салон воздуха осуществляется смешением потоков горячего и холодного воздуха. Такие системы позволяют также осуществлять так называемое "расслоение" потоков воздуха, позволяющее подавать в верхнюю часть салона более холодные потоки воздуха, чем в нижнюю, для поддержания более комфортных условий. При регулировании температуры нагретого воздуха смешением потоков часть воздуха после вентилятора отопителя проходит через радиатор отопителя и нагревается, а часть потока проходит напрямую, минуя радиатор отопителя. Перед распределением воздуха потоки смешиваются в заданной пропорции посредством заслонок, чем обеспечивается требуемая температура потока.
При использовании системы отопления в составе климатической установки автомобилей "Москвич-2141" и его модификаций обычно используют климатический блок, устанавливаемый на место штатного отопителя. Для осуществления рециркуляции воздуха вместо канала холодного воздуха отопителя размещают канал рециркуляции воздуха, а для отдельного канала холодного воздуха не остается достаточно места в штатных размерах климатического блока. В этом случае регулирование температуры поступающего воздуха осуществляется регулированием проходящего потока теплоносителя через радиатор отопителя. Регулирование потока теплоносителя (охлаждающей жидкости) осуществляется либо специальным краном с плавно изменяемым проходным сечением, устанавливаемым в цепи радиатора отопителя, привод которого осуществлялся через трос, связанный с ползунком регулятора температуры в салоне, либо специальным вакуумным краном, работающим в импульсном режиме с изменяемой скважностью, позволяющий изменять суммарный поток теплоносителя. Вакуумный клапан открывается и закрывается 2 раза в минуту, а продолжительность открытого состояния клапана изменяется и определяет суммарный поток теплоносителя. Управление вакуумным клапаном осуществляется электронной системой управления климатом через электровакуумный управляющий клапан. Изменяя продолжительность открытого состояния клапана относительно закрытого (скважность), изменяют суммарное проходное сечение крана и тем самым степень нагрева радиатора и температуру салоне. Иногда используется два вакуумных клапана - на входе и выходе отопителя, при этом один клапан постоянно открыт или закрыт, а второй осуществляет регулирование потока теплоносителя.
Ниже показан общий вид
вакуумных клапанов управления потоком теплоносителя отопителя:
© Ahlen
SoftWare, 2005