ПОДОГРЕВАТЕЛИ С ПИТАНИЕМ ОТ СЕТИ

 

Подогреватели с питанием от электрической сети могут встраиваться в блок цилиндров двигателя через технологические заглушки или устанавливаться в отдельном корпусе, полость которого соединяется с системой охлаждения двигателя посредством установки либо в разрыв шлангов системы охлаждения и отопления двигателя, либо специальными дополнительными шлангами. Циркуляция нагретой подогревателем охлаждающей жидкости может осуществляться как естественным путем (так называемая "термосифонная" циркуляция, при которой нагретая охлаждающая жидкость поднимается вверх, а остывающая опускается вниз), так и принудительно, с помощью дополнительных электрических насосов. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости предпочтительнее, так как позволяет более равномерно распределять охлаждающую жидкость по всему объему системы, а также использовать штатный отопитель для подогрева салона в процессе подогрева при выключенном двигателе. Однако принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в подогревателях с питанием от электрической сети требует применения дополнительных устройств: электрического насоса, понижающего трансформатора и выпрямителя.

Ниже рассмотрена установка подогревателя с питанием от электрической сети на автомобиль "Москвич-214145" с двигателем Renault F3R на примере подогревателя «Северс».

Для автомобилей "Москвич" и "Святогор", укомплектованных отечественными двигателями, фирма «Лидер» выпускает монтажные комплекты, которые продаются вместе с самим подогревателем. Монтаж их не вызывает вопросов, т.к имеется иллюстрированная инструкция.
Для автомобилей «Святогор», с двигателем
Renault монтажных комплектов не существует. Вся переписка с производителем особых результатов не дала и были высланы только общие рекомендации.

Ниже показан общий вид и устройство подогревателя:

 

 1 - провод
 2 - ТЭН
 3 - корпус
 4 - клапан
 5 - крышка
 6 - терморегулятор

 

 

 

Подогреватель работает следующим образом. Перед запуском двигателя при низких температурах окружающей среды электронагревательный элемент (ТЭН) 2 через замкнутые контакты терморегулятора 6 подключают проводом 1 к сети напряжением 220 В, в результате чего происходит нагрев жидкости внутри корпуса 3. В начальный период прогрева за счет повышения температуры жидкости происходит повышение давления внутри корпуса 3. Клапан 4 перекрывает поступление жидкости во входной патрубок, и жидкость, заключенная в корпусе 3, по мере ее прогрева устремляется через выходной патрубок. Внутри корпуса 3 образуется пониженное давление, и жидкость начинает поступать в него через открытый клапан 4 по входному патрубку. В результате устанавливается направленная термосифонная циркуляция жидкости через подогреватель и жидкостные полости системы охлаждения двигателя. Терморегулятор 6 осуществляет контроль температуры входящей жидкости и предотвращает перегрев подогревателя, за счет размыкания контактов. При снижении температуры терморегулятора 6 его контакты переходят в замкнутое состояние, и происходит следующий цикл подогрева жидкости. Таким образом, обеспечивается поддержание температуры жидкости в системе охлаждения двигателя в заданных пределах.

Для установки потребуются: собственно подогреватель – в продаже встречаются в старом и новом корпусе. Предпочтительней корпус "нового" образца т.к. по уверениям производителей в нем стоит импортное термореле, не позволяющее нагревать жидкость больше 80град. "Старые" подогреватели часто перегревали жидкость из-за неисправности отечественного термореле.

Также потребуется монтажный комплект для автомобиля "Волга". Автором был выбран вариант для двигателя ЗМЗ-402. Так же докупается шланг отопителя от 2108-09, длинной 40-50см и внешне похожий на букву «S».

Первое, что нужно – это определиться, куда будет происходить врезка, т.к. для наиболее эффективной работы подогреватель должен располагаться как можно ниже по отношению к отверстию, через которое будет происходить забор жидкости. В то же время это отверстие должно располагаться на нижнем уровне охлаждающей жидкости в моторе. В двигателе Renault F3R на блоке цилиндров нет сливных пробок, поэтому забор жидкости в подогреватель должен осуществляться непосредственно из шлангов системы охлаждения. Лучшее место, впрочем, оно единственное - это «пятерник», куда приходит пять шлангов и патрубков.

Установка:
― сливаем жидкость из системы охлаждения
― снимаем гофру от воздушного фильтра до дроссельного узла.
― раскручиваем все хомуты на шлангах и патрубках, которые приходят на «пятерник»
― снимаем с «пятерника» шланг, идущий к расширительному бачку и отодвигаем его в сторону
― раскручиваем хомуты на «байпасном» шланге и полностью снимаем шланг с машины.
― поворачиваем «пятерник» вдоль оси, проходящей через патрубки помпы и радиатора так, чтоб штуцер расширительного бочка повернулся горизонтально и «смотрел» в сторону передней части автомобиля. (если строго горизонтально не получиться, то как можно «ближе» к этому положению).
― берем шланг от отопителя 2108-09 . Делаем из буквы «S» букву «Г». Оставшийся кусок от буквы «S» не выкидываем, он нам еще пригодиться.
― одеваем одним «концом» (прямым) доработанный шланг, от отопителя 08-09, на штуцер «байпасного» шланга на корпусе термостата. Другой «конец» - на троиник из монтажного комплекта, тот у которого «прямые», горизонтальные трубки больше, чем боковой «отросток» (в монтажном комплекте имеется два тройника)
― берем кусочек шланга, ранее оставшегося от шланга отопителя и одеваем его одной стороной на другой «прямой» вывод тройника, а второй стороной одеваем на пятерник .


На рисунке ниже показан этот этап установки: шШланг расширительного бачка еще не снят, но пятерник повернут в правильное положение
:

 



― На третий выход ( расположенный под углом к двум основным) надеваем шланг расширительного бачка:



― На штуцер, изначально предназначавшийся для «расширительного» бачка, одним «концом» одевается высвободившийся «родной» байпасный шланг. Другим концом он одевается на «вход» подогревателя и все затягивается хомутами.

Далее переходим к шлангам печки.


― разрезаем «подающий» патрубок отопителя перед моторным щитом и вставляем в разрыв второй тройник, ориентируя «выходы» как показано на рисунке3. (для ориентира – болт в нижнем правом углу крепит кронштейн троса газа). На рисунке ниже показан тройник, врезанный в «подающую» магистраль отопителя:



― на третий «конец» тройника одеваем армированный шланг из монтажного набора. Другой «конец» шланга одеваем на «выход» подогревателя (штуцер со стрелочкой)
― укладываем шланг под «гофрой», подающей воздух к дроссельному узлу.

Сам нагреватель на «самодельном» кронштейне устанавливается между генератором и опорой двигателя. Кронштейн выгнут по месту из подручного листа железа.

Далее проверяем затяжку хомутов, заполняем систему охлаждения жидкостью и удаляем «воздух из системы.

Дав остыть двигателю, включаем подогреватель в сеть и проверяем работает ли он или нет. (через несколько секунд после включения отводящий патрубок становиться горячее, а подводящий остается «холодным»). Так же будет слышно, как «бурлит» вода в шланге.

Так как подогреватель поставляется без таймеров, а просто с разъемом под электрическую розетку, то целесообразно приобрести часовой таймер с несколькими программами. Такие таймеры в большом ассортименте продаются на строительных рынках и в специализированных магазинах. (OBI например).

На рисунках ниже показана схема системы охлаждения двигателя Renault F3R до и после установке подогревателя:

   

1 - радиатор отопителя; 2 - датчик температуры охлаждающей жидкости (для блока управления системой впрыска); 3 - корпус термостата; 4 - клапан термостата; 5 - датчик указателя температуры и контрольной лампы перегрева; 6 - пароотводящая трубка; 7 - сварной шов верхней и нижней половин расширительного бачка; 8 - пробка расширительного бачка; 9 - расширительный бачок; 10 - насос охлаждающей жидкости; 11 - датчик включения электровентилятора; 12 - электровентилятор; 13 - пробка выпуска воздуха из радиатора при заправке; 14 - радиатор системы охлаждения; 15 - двигатель; 16 - дроссельный узел; 17 - основной патрубок; 18 - байпасный патрубок (при установке был заменен на аналогичный от 2108-09 только с "правильным" изгибом. предотвращающим касание и изгиб об кронштейн троса сцепления. Старый шланг, "родной" был использован для соединения подогревателя с основным разветвителем); 19 - "тройник" (из монтажного набора, патрубки одинакового диаметра); 20 - тройник (из монтажного набора, два патрубка одного диаметра, третий патрубок - меньшего диаметра); 21- Дополнительный шланг (из монтажного набора); 22 - подогреватель "Северс".

Белыми стрелками показано направление циркуляции охлаждающей жидкости при работе ДВС, зелеными стрелками - направление циркуляции охлаждающей жидкости при работе предпускогого подогревателя.



Материал подготовил СергейШ

© Ahlen SoftWare, 2006

Хостинг от uCoz