ДОРАБОТКА БЛОКА РЫЧАГОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТОПИТЕЛЕМ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ АВТОМОБИЛЯ "OPEL VECTRA A"
Блок рычагов управления отопителем автомобиля "Москвич-2141" имеет 2 ползунка, назначение которых зависит от типа отопителя. В отопителе так называемого "старого" образца верхний рычаг управляет распределением направления холодного воздуха, а нижний рычаг - распределением направления теплого воздуха. При этом в крайних положениях рычага возможно полное отключение подачи воздуха. В отопителе "нового" образца верхний рычаг управляет температурой воздуха, а нижний рычаг - его направлением, при этом полное отключение подачи воздуха в отопителе "нового" образца невозможно. Необходимо учитывать особенности управления тем или иным типом отопителя, так как алгоритм управления им посредством заслонок кардинально отличается.
Блок управления отопителем автомобиля "Opel Vectra A" имеет 3 ползунка, 2 из которых по назначению аналогичны ползункам управления отопителем "нового" образца автомобиля "Москвич-2141", а третий управляет заслонкой, перераспределяющей воздушный поток на ветровое стекло или на центральные сопла вентиляции панели приборов. На автомобиле "Москвич-2141" такое перераспределение осуществляется рукояткой на центральных соплах (на модификациях автомобиля "Москвич-2141" с модернизированной панелью приборов центральные сопла отсутствуют). Привод управления центральными соплами панели приборов автомобиля "Opel Vectra A" имеет аналогичную рукоятку, поэтому при установке панели приборов автомобиля "Opel Vectra A" на автомобиль "Москвич-2141" целесообразно использовать ее для перераспределения воздушных потоков между ветровым стеклом и центральными соплами по алгоритму, аналогичному примененному на автомобиле "Москвич-2141". Металлическая заслонка устанавливается на поворотных петлях внутри центрального воздуховода, подающего воздух от отопителя на ветровое стекло и приводится от рукоятки центрального воздуховода через систему рычагов.
При этом третий ползунок блока управления отопителем панели приборов автомобиля "Opel Vectra A" остается незадействованным. Его можно использовать, например, для управления заслонкой рециркуляции кондиционера или для управления воздушной заслонкой карбюратора, если панель приборов устанавливается на автомобиль с карбюратором без автоматической пусковой системы, так как автомобили "Opel Vectra A" карбюраторами не комплектуются и не имеют места для установки рукоятки воздушной заслонки.
В случае, если автомобиль не оснащен кондиционером, либо кондиционер имеет вакуумный привод заслонки рециркуляции, управляемый кнопкой и автомобиль оснащен двигателем с системой распределенного впрыска топлива либо карбюратором с автоматическим или полуавтоматическим пусковым устройством, третья заслонка становится излишней. При этом ход ползунка заслонки управления направлением воздушным потоком очень мал (два ползунка управления направлением вместе имеют ход меньше, чем один ползунок управления температурой), что затрудняет регулирование направления потока воздуха.
Для исправления этого недостатка можно объединить два нижних ползунка в один, использовав один ползунок с большим ходом, равным ходу ползунка управления температуры, демонтировав рычаги ползунков и установив один новый большой рычаг (используется такой же рычаг, как на заслонке управления температурой, с отпиленным хвостовиком). Попутно решается проблема согласования хода тросов для управления заслонками отопителя автомобиля "Москвич-2141" и соответствия направления регулирования пиктограммам на блоке рычагов управления отопителем (при традиционном подключении пиктограммы расположены в обратном порядке).
Идея такой доработки была высказана и реализована на своем автомобиле К017.
Ниже рассмотрен вариант подобной доработки рычагов управления отопителем для отопителя "нового" образца, проведенной на автомобиле автора (Ahlen). Первоначально автомобиль оснащался кондиционером и третий ползунок использовался для управления заслонкой рециркуляции кондиционера. В связи с исключительно зимним характером эксплуатации данного автомобиля кондиционер был демонтирован, установлен отопитель "нового" образца и третий ползунок освободился.
Попутно в процессе доработки решался вопрос качественной подсветки блока рычагов управления отопителем панели приборов автомобиля "Opel Vectra A", так как штатная подсветка этого узла осуществляется единственной лампой и оставляет желать лучшего. В качестве элементов подсветки использовались светодиоды. Применение светодиодов позволяет осуществить четкую и яркую подсветку при малых токах, что позволяет включать подсветку не от выключателя освещения, а от выключателя зажигания при повороте ключа зажигания в положение II (зажигание включено). Такое подключение особенно удобно в зимний период, когда во время сумерек при прогреве автомобиля необходимо осуществлять управление отопителем до трогания автомобиля, то есть до включения габаритного освещения. Применение светодиодов позволяет выбрать цвет подсветки бесцветных элементов (на автомобиле "Opel Vectra A" большинство элементов бесцветные). Также светодиоды были установлены в кнопки управления обогревателем заднего стекла, включения противотуманных фар, включения заднего противотуманного фонаря, управления октан-корректором, электрокорректор направления света фар, переключатель света.
При доработке нижние рычаги ползунков удаляются. Вместо них устанавливается один длинный рычаг. Перемычка в пластмассовом основании между нижним правым и нижним левым ползунками выпиливается. В местах "провалов" наваривается пластмасса. Ползунок оставляется один, он соединяется с новым (длинным) рычагом штатным соединителем. В накладке на основание рычагов и световоде подсветки пиктограмм также проделываются аналогичные пропилы.
Для подсветки использованы 3-мм светодиоды: один синий, один красный, 5 зеленых; также 2 зеленых светодиода устанавливаются в ползунках и по одному зеленому светодиоду в каждой кнопке. Синий светодиод использован для подсветки синего сектора шкалы температуры (слева вверху), красный - для подсветки красного сектора шкалы (справа вверху), зеленые - для подсветки остальных элементов. Вместо зеленых светодиодов можно выбрать цвет подсветки по вкусу - синий, желтый, оранжевый, красный. Один светодиод установлен в нижней части основания для подсветки переключателя скорости вентилятора отопителя и его пиктограмм:
Использовались круглые светодиоды диаметром 3 мм: синий - HB3-44ABCA; красный - L-1344IT; зеленый - L-1344GT.
Ниже показан вид доработанного основания блока рычагов управления отопителем и вид основания в сборе. Обратите внимание на расположение светодиодов подсветки по краям основания и внутри ползунков управления:
Ход рычага управления заслонкой температуры чуть уменьшен (это необходимо для управления заслонкой отопителя "нового" образца). Для этого под крепление тросика заслонки в рычаге вкручен винт М4. Крепление троса к винту осуществляется двумя законтривающимися гайками. Такой же винт установлен на рычаге управления направлением воздушных потоков, но хвостовик рычага отпилен, а сам винт установлен на рычаге со стороны ползунка, что необходимо для правильного соответствия положения заслонки пиктограммам на блоке рычагов управления отопителем. Резисторы для светодиодов продеты через пластмассу основания блока управления и припаяны. Монтаж выполнен тонким многожильным монтажным проводом. На рычагах для крепления провода также проделаны отверстия.
Ниже показан вид доработанного блока рычагов управления отопителем соответственно сверху и снизу:
Ниже показан вид блока рычагов управления отопителем в сборе соответственно до и после доработки. Как видно, ход нижнего рычага управления направлением воздушным потока увеличился более чем в 2 раза:
© Ahlen SoftWare, 2005